Обработка чугуна — в буквальном смысле грязное дело, так как при этом разрушается и превращается в пыль свободный графит. Пыль, оседая, загрязняет все пространство вокруг станка. Как правило, с этим борются путем применения СОЖ. На самом деле при обработке «всухую» повышается и производительность, и стойкость инструмента. При использовании СОЖ могут появиться термические трещины из-за разницы температур, так как труднее всего подать СОЖ туда, где она действительно нужна, — на режущую кромку. В результате — разница температур между зонами пластины, куда СОЖ попадает и куда не попадает, значительна. Применение СОЖ может также способствовать повторному перерезанию стружки при растачивании блока цилиндров ДВС. Так как тяжело направить СОЖ непосредственно в зону резания, она отражается от дна отверстия, поэтому приносит с собой абразивную стружку. Это снижает стойкость инструмента на 50—75 процентов. Основные проблемы при обработке без СОЖ — большое количество пыли и выход размера за пределы поля допуска в результате нагрева заготовки в процессе обработки. Необходимой точности можно добиться путем увеличения подачи — деталь просто не будет успевать нагреваться.
Чугун — это сплав железа с углеродом, в котором содержание последнего превышает 2,14%. Свойства чугуна сильно зависят от технологии изготовления. Упрощенно технология изготовления чугуна сводится к следующему: берется металлический лом, расплавляется в большом чане — чугун готов. Конечно, все намного сложнее, но чем больше различных материалов на входе, тем менее предсказуемы свойства чугуна на выходе, а это серьезно усложняет последующую механическую обработку. Несмотря на это, получающийся металл, с экономической точки зрения, идеально подходит для изготовления больших партий деталей и широко используется в автомобильной промышленности. Применяется множество видов чугуна, включая ковкий, белый, серый и высокопрочный (с шаровидным графитом).